Летние задания

1. Изучите видовой состав деревьев, кустарников и веточно-декоративных (применяемых в озеленении) растений. Установите, в какой период (цветения, плодоношения и т. д.) каждый вид наиболее декоративен. Какие растения следует шире применять в озеленении?

Растения, применяемые в озеленении

Наиболее декоративный период для растения

Акация белая

Период цветения
Акация жёлтая (карагана)

Период цветения

Тополь

Период после завершения плодоношения
Каштан

Период цветения и плодоношения

Береза

Период распускания листьев и листопад
Ольха

Период созревания плодов

Ива

Период цветения и после завершения
Боярышник

Период цветения и плодоношения

Сирень

Период цветения
Лиственница

Период цветения

2. Изучите видовой состав одного из растительных сообществ. Составьте список растений, растущих в разных ярусах.

Ярусность в растительном сообществе «Лиственный лес»:

  • первый (верхний) ярус — дубы, липы, берёзы, осины, клёны, вязы и т.д.;
  • второй ярус — рябины, черёмухи;
  • третий ярус — орешник (лещина), жимолость лесная, бересклет;
  • четвёртый ярус — чина, копытень, вороний глаз, сныть, колокольчики, звездчатки, ветреницы, ландыш, медуница лекарственная, зеленчук жёлтый и папоротники;
  • пятый ярус — лишайники, мхи и грибы.

3. Изучите особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам. Опишите 2—3 изученных вами растения из разных экологических групп.

Растения в природе делятся на несколько экологических групп:

  1. гидатофиты — это растения полностью погруженные в воду, например, элодея;
  2. гидрофиты — это растения частично погружённые в воду, которые обычно обитают по берегам водоёмов, например, рис;
  3. гигрофиты — это растения, которые произрастают с высокой влажностью воздуха, например, мох сфагнум;
  4. мезофиты — это растения, живущие в местах умеренного увлажнения, например, одуванчик;
  5. ксерофиты — это растения, произрастающие в местах с недостаточным увлажнениям, например, кактус.

Элодея

Элодея относится к экологической группе гидатофиты. Это полностью водное растение, которое погибает, если его вытащить из привычной среды. В природе элодея произрастает в прудах и речных заводях Западной Сибири, Европы, Азии, Австралии и Африки. Родиной же элодеи является Северная Америка.

Для того, чтобы рассмотреть элодею, достаточно заглянуть в любой домашний аквариум, поскольку это самое распространенное аквариумное растение в нашей стране. Длинные, сильноразветвлённые стебли элодеи быстро растут и способны за короткий срок заполонить весь аквариум. Длина стебля может достигать 2 метров!

Вместо корней у элодеи имеются длинные ризоиды. Листья растения — тонкие и собранные мутовки (пучки из трёх листочков). Цветки элодеи могут быть мужскими или женскими. Причём цветки разных полов расположены на отдельных растениях. Распускаются цветки элодеи только после того, как стебель достигает поверхности водоёма, либо если поверхности достигнет сильно  удлинившаяся цветоножка.

Элодея популярна как аквариумное растение, хотя в некоторых странах это растение используют на корм скоту или в  качестве удобрения. 

Летние задания

Рис

Рис относится к экологической группе гидрофиты. Это растение действительно невероятно любит влагу. Его побеги растут прямо в воде. Так что рисовые поля — это огромные территории затопленные водой на высоту в несколько сантиметров, причём осушаются только эти поля только перед сбором урожая.

Рис — растение тёплого и влажного климата. Выращивают его в торических и субтропических зонах Азии, Африки, Америки и Австралии. В нашей стране рисовые поля можно встретить только в Краснодарском крае в районе Таманского полуострова. 

Выглядит рис как обычный злак:

  • длинные стебли, достигающие 1.5 метров в высоту;
  • длинные тёмно-зелёные листья;
  • на конце стебля колосок в виде соцветия метёлка.

После того, как рис созревает, зерна из его колосков используются для приготовления пищи (плов, рисотто, рисовая каша и т.д.), а из рисовой соломы (стебля) изготавливается тончайшая рисовая бумага и плотный картон. Также из рисовой соломы плетут корзинки, дамские шляпки и небольшие коврики. Отруби же, оставшиеся после очистки риса, идут на корм скоту.

Летние задания

Кактус

Кактусы относятся к экологической группе ксерофиты. Произрастают они в условиях засушливого тропического климата. Родиной кактусов является Америка, но также это растение можно увидеть в Африке, на Мадагаскаре и на острове Шри-Ланка. В России кактусы в дикой природе растут на юге Поволжья и в Крыму.

Все кактусы отличаются очень интересным строением органов. Так внутри толстого стебля кактуса находится мясистая зелёная сердцевина. Именно сюда попадает вся вода, которую удаётся добыть корням растения. Внутри сердцевины происходит процесс фотосинтеза и вода превращается в густой сок, насыщенный питательными веществами. Этот сок тщательно сохраняется наружными слоями стебля — ксилемой и эпидермисом. В результате, кактус, напитавшись водой даже от небольшого дождичка, может долгое время выживать в условиях жаркого сухого климата, используя питательные вещества и влагу, накопленную в сердцевине ствола.

Листья кактуса, в отличие от большинства растений, участия в фотосинтезе не принимают. Они видоизменены в колючки для того, чтобы максимально снизить количество испаряемой из растения влаги. Цветки кактуса обычно одиночные и достаточно большие. Они испускают сильный сладковатый аромат, который привлекает бабочек — главных опылителей кактусов. Плоды кактусов — это чаще всего ягоды, причём некоторые из них могут достигать в диаметре 10 см. 

Летние задания

4. Изучите особенности и различия в строении вегетативных органов растений одного вида, произрастающих в разных условиях обитания.

Рассмотрим различия в строении вегетативных органов растений, произрастающих в разных условиях обитания на примере дуба

Дубы, растущие в средней полосе России на хорошо освещённом свободном пространстве, например посередине поля или поляны, отличаются мощными стволами и раскидистыми кронами. Ветки начинают разрастаться практически от самого основания дерева, а листья отличаются средними размерами и изумрудно-зелёной окраской.

Летние задания

Лесные дубы выглядят иначе. Из-за недостатка места для развития кроны ветвиться они начинают достаточно высоко от основания дерева. Стволы таких дубов  более «стройные» и ровные, ветви более тонкие, а листовые пластины больше, чем у их свободно растущих собратьев. 

Летние задания

Дубы растущие в самых тёмных и густых чащах леса обладают особенной окраской. Их стволы обычно практически полностью покрыты мхом и из-за этого выглядят бирюзово-зелёными. Листья отличаются большим размером листовой пластины и тёмно-зелёной окраской. Это следствие того, что при обилии влаги деревья не получают достаточное количество света и деревья пытаются «поймать» большими листьями наибольшее количество солнечных лучей.

Летние задания

Северные дубы, например, растущие на границе с Финляндией или в Норвегии, заметно ниже дубов, растущих в средней полосе России. Их крона не такая густая, а листья имеют менее насыщенный светло-зелёный оттенок. Это происходит потому, что растения получают много света, но недостаточное количество тепла, так что их вегетативные органы не имеют возможности развиться в полную силу.

Летние задания

Дубы, произрастающие в субтропическом климате Причерноморья и Средиземноморья — это огромные мощные деревья с развитой корневой системой и невероятно толстыми стволами. У таких растений широко разветвлённые кроны и небольшие листовые пластины травянисто-зелёного цвета. Дело в том, что растения находящиеся в условиях жаркого и влажного климата в большом количестве получают и влагу, и солнечный свет, и тепло. Так что они в избытке получают минеральные и органические вещества и активно развиваются. 

Летние задания

5. Выясните влияние густоты посева на рост и развитие растений. Посейте семена моркови (свёклы, редиса) на двух одинаковых делянках (контрольной и опытной). После появления всходов на опытной делянке проредите их, через 10—15 дней повторите прореживание. Наблюдайте за развитием растений. Определите, на какой делянке урожай больше. Запишите результаты в дневник.

Рассмотрим влияние густоты посева на рост и развитие растений на примере моркови:

  • на контрольной делянке (без прореживания) морковь выросла тонкая и кривая, урожай оказался совсем небольшим;
  • на опытной делянке (с прореживанием) морковь выросла крупная, с толстыми и длинными корнеплодами правильной формы, урожай был собран большой.

Вывод: небольшая густота посева семян помогает вырастить корнеплоды большего размера, правильной формы и с лучшими вкусовыми характеристиками. Наибольшей урожайности можно достичь при выборе правильной густоты посева растений.

Летние задания

6. У нескольких растений томатов удалите боковые побеги. Сравнивая эти растения с теми, у которых боковые побеги не были удалены, определите, какие из растений дали больший урожай.

За счёт удаления боковых побегов оставшиеся органы куста томатов начинают получать большее количество питательных веществ. В том числе большее количество питательных веществ начинают получать и плоды томатов. При удалении боковых побегов вызревает больше плодов и они вырастают крупнее, чем на растениях с оставленными боковыми побегами.

Летние задания

7. Выберите несколько (2—3) деревьев и кустарников, растущих вблизи вашего дома, и проведите наблюдения за ними: отметьте размеры, форму кроны, ветвление, особенности коры, расположение почек и листьев на побеге, наблюдайте за развитием побегов, цветением и т. д. Все данные записывайте в дневник. Наблюдения продолжайте и осенью.

Шиповник

  • размеры растения — 1,5 — 2,5 метра;
  • форма кроны — шарообразная;
  • ветвление — кущение, то есть крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся прямо у поверхности земли или под землёй;
  • особенности коры — у молодых побегов кора зелёная, с мелкими острыми щетинками и волосками, а у более взрослых побегов — красноватая кора с толстыми длинными шипами;
  • расположение почек и листьев на побеге — очередное;
  • развитие побегов — шиповник отличается очень быстрым ростом побегов, а также корневой поросли, которая может начать расти даже на расстоянии одного метра от материнского растения;
  • цветение — у шиповника белые или розовые цветки с пятью свободными лепестками, пятью чашелистиками, множеством тычинок и одним пестиком, распускаются цветки в конце мая — начале июня;
  • плод — многоорешек диаметром 1 — 1,5 см, который вызревает в конце сентября — начале октября.

Берёза повислая

  • размеры растения — 25-30 метров;
  • форма кроны — конусообразная, достаточно ветвистая, нижние ветви свисают вниз;
  • ветвление — хорошо развитое, новый побег может развиться из любой почки;
  • особенности коры — у молодых побегов кора коричневая, у растений старше 8 — 10 лет — белая с хорошо заметными черными чечевичками, у старых деревьев в нижней части ствола кора становится чёрной;
  • расположение почек и листьев на побеге — очередное;
  • развитие побегов — новые побеги закладываются на боковых и верхушечных почках летом, а развиваются уже весной следующего года, сначала молодые побеги красновато-бурые с большим количеством восковых желёзок, которых со временем становится меньше;
  • цветение — у берёзы мелкие невзрачные цветы собранные в соцветие серёжка, распускаются цветы ещё до начала распускания листьев, обычно в конце апреля — начале мая;
  • плод — мелкий крылатый орешек, которые созревает в конце августа и затем рассеивается в течение всей осени и зимы.

8. Изучите строение цветков насекомоопыляемых растений. Определите, какова продолжительность цветения, какие насекомые их опыляют.

Рассмотрим строение цветка клевера лугового;

  • цветки неправильные, раздельнолепестные;
  • цветки содержат 5 сросшихся чашелистиков чашечки, 5 раздельных лепестков венчика (верхний крупный парус, 2 боковых  — крылья и 2 нижних целиком или частично сросшихся — лодочка), 10 тычинок (9 сросшихся и 1 свободная) и 1 пестик;
  • цветки клевера мелкие, яркие, издающие интенсивный аромат;
  • цветки (30 — 150 штук) собраны в соцветие головка;
  • цветение происходит с июня по октябрь;
  • опыляется шмелями, медоносными пчелами, бабочками.

Летние задания

9. Примите участие в изготовлении наглядных учебных пособий, используя растения со школьного учебноопытного или приусадебного участка. Изготовьте гербарии и тематические коллекции, используя только культурные, сорные или широко распространённые растения, например, «Листья простые и сложные», «Жилкование листьев», «Повреждение листьев вредителями», «Фазы развития пшеницы», «Лекарственные растения» и др.

Тематическая коллекция «Лекарственные растения»

Летние задания