§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) — Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Комментарий: Перед выполнением работы мы рекомендуем освежить в памятиПравила оформления практических и лабораторных работ”.

Практическая работа 3. Определение сторон горизонта при помощи живых ориентиров

Дата и место проведения работы: 5.12.2024, город Краснодар

Тема работы: “Определение сторон горизонта при помощи живых ориентиров”

Цель работы: Изучение различных способов ориентирования на местности без применения компаса и других навигационных приборов.

Оборудование:

  • Часы;
  • Компас (для проверки результатов экспериментов);
  • Выход в Интернет (на этапе подготовки);
  • Ручка, бумага для записей.

Ход работы

1. Эксперимент № 1. Определите расположение сторон света по Солнцу. Для этого:

  • заранее найдите информацию о времени наступления астрономического полудня, например, данную информацию можно найти в сети Интернет — в Краснодаре 5 декабря астрономический полдень наступит в 12 часов 16 минут ;
  • ровно в момент наступления астрономического полудня (используйте часы) встаньте на ровной площадке спиной к Солнцу и расставьте руки в сторону;
  • отметьте положение тени на земле палкой или мелом (в зависимости от поверхности);
  • определите положение сторон света: север (тень от головы), юг (тень от ног), восток (тень от правой руки) и запад (тень от левой руки).
  • сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.

§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

 

Эксперимент № 2. Определите положение сторон света по звёздам (в Северном полушарии). Для этого:

  • заранее внимательно изучите рисунок в учебнике на странице 52;
  • найдите на небе созвездие Большая Медведица, которая напоминает большой ковш с длинной ручкой;
  • найдите на небе созвездие Малая Медведица, которая напоминает малый ковш с ручкой и находится выше Большой Медведицы;
  • найдите две яркие звезды на передней части ковша Большой Медведицы (сторона без ручки);
  • мысленно проведите прямую через эти две звезды и продолжите её вверх до последней звезды в ручке Малой Медведицы — эта яркая звезда и будет Полярной звездой;
  • определите положение сторон света: север (Полярная звезда), юг (сзади, если смотреть на Полярную звезду), восток (справа) и запад (слева).
  • сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.

§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

3. Эксперименты 3-5. Определение положения сторон света по растениям в лесу или парке.

  • определите направление сторон света по кронам отдельно стоящих деревьев: самые толстые и длинные ветви расположены на южной стороне дерева, а более жидкая крона — на северной стороне;
  • определите направление сторон света по мху на деревьях и камнях: самые густые заросли мха находятся на северной стороне стволов деревьев и камней;
  • определите нп направление сторон света по стволам берёз: с южной стороны стволы берёз более белые и с меньшим количеством черных пятен, чем с северной стороны;
  • сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.

§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Результаты работы:

Соответствие полученных результатов экспериментов данным компаса (5.12.2024)

Эксперимент Живой ориентир Дата и место проведения Соответствие результатов показаниям компаса
1 Солнце 5.12.2024

12 часов 16 минут

город Краснодар

Да, результаты соответствуют
2 Звёзды 5.12.2024

20 часов 00 минут

город Краснодар

Да, результаты соответствуют
3 Кроны деревьев 5.12.2024

14 часов 10 минут

город Краснодар

Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений
4 Мох 5.12.2024

14 часов 20 минут

город Краснодар

Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений
5 Стволы берёз 5.12.2024

14 часов 30 минут

город Краснодар

Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений

Выводы:

В результате проведённой практической работы, было установлено, наиболее точными живыми ориентирами в природе являются Солнце и звёзды. 

В природе при необходимости также можно ориентироваться по расположению мха, конфигурации кроны отдельно стоящих деревьев и по стволам берёз, но данные живые ориентиры неточны, а указывают только приблизительное направление.

Практическая работа 4. Составление плана местности школьного двора

Дата и место проведения работы: 6.12.2024, город Саратов

Тема работы: “Составление плана местности школьного двора”

Цель работы: Изучение глазомерного и полярного метода съемки местности. Составление плана местности школьного двора.

Оборудование:

  • Планшет с листом бумаги
  • Компас
  • Визирная линейка
  • Карандаш и другие канцелярские принадлежности

Ход работы: 

  1. Выберете масштаб для плана. Например “в 1 см 10 м” или в “1 см 20 м” в зависимости от размеров участка. Укажите масштаб на плане.
  2. Выберете точку (полюс), с которого будете делать съёмку. Желательно, чтобы с этой точки хорошо просматривался весь участок. Отметьте выбранную точку на плане.
  3. При помощи компаса выполните ориентирование по сторонам света. Укажите направление север-юг на плане. 
  4. Определите среднюю длину шага для измерений. Для этого:
    1. при помощи рулетки отложите на местности определенное расстояние (например, 5 метров);
    2. пройдите это расстояние обычным шагом и посчитайте количество шагов (например, 10 шагов);
    3. разделите пройденное расстояние на количество шагов и найдите среднюю длину шага (например, 5 м : 10 = 0,5 м — средняя длина одного шага).
  5. При помощи шагов измерьте объекты и переведите все расстояния в метры (например, измерение показало, что длина спортивной площадки 80 шагов, то есть 80 х 0,5 = 40 метров).
  6. Нанесите нужные объекты на план при помощи визирной линейки. Для этого:
    1. возьмите в руки планшет и встаньте лицом в направлении севера;
    2. приложите визирную отметку к точке полюса на плане;
    3. направьте её на объект и прочертите линию на бумаге;
    4. отложите при помощи визирной линейки расстояние до объекта в масштабе.
  7. После нанесения на план всех объектов, правильно оформите результаты съемки.

Результаты работы:

План школьного двора

§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Выводы:

В результате проведённой практической работы, были изучены различные методы проведения съемки на местности (глазомерный и полярный), а затем выполнена работа по составлению плана школьного двора в масштабе 1 : 1 000 и с ориентацией по сторонам света.

 

Термины, понятия и ключевые слова

Живые ориентиры — это природные объекты, которые позволяют сориентироваться по сторонам света. Например, к живым ориентирам относятся: Солнце, звёзды, мох, муравейники, деревья и другие.

Съемка местности — это комплекс работ, выполняемых с целью получения материала для составления плана местности.

Полярная съемка местности — это вид съемки, которая проводится из одного полюса (точки). Полюс обычно выбирают так, чтобы от него были видны все объекты. 

Маршрутная съемка местности — это вид съемки, которая проводится при движении по какому-либо маршруту. 

Глазомерная съемка местности — это вид съемки местности, при которой расстояние на местности определяется при помощи шагов.

Визирная линейка — это инструмент, предназначенный для глазомерной съемки местности. Такая линейка изготавливается в виде трехгранного деревянного бруска длиной 20-25 см с нанесенными на боковых гранях делениями, как у обычной линейки. 

Вам будет интересно!

Хорошим подспорьем при выполнении практических работу будет видеоурок “Составление простейших планов местности” от канала Онлайн-Школа с 1 по 11 класс.