§ 15. Учимся с «Полярной звездой» (2) — Учебник Полярная звезда 5-6 класс
Комментарий: Перед выполнением работы мы рекомендуем освежить в памяти “Правила оформления практических и лабораторных работ”.
Практическая работа 3. Определение сторон горизонта при помощи живых ориентиров
Дата и место проведения работы: 5.12.2024, город Краснодар
Тема работы: “Определение сторон горизонта при помощи живых ориентиров”
Цель работы: Изучение различных способов ориентирования на местности без применения компаса и других навигационных приборов.
Оборудование:
- Часы;
- Компас (для проверки результатов экспериментов);
- Выход в Интернет (на этапе подготовки);
- Ручка, бумага для записей.
Ход работы:
1. Эксперимент № 1. Определите расположение сторон света по Солнцу. Для этого:
- заранее найдите информацию о времени наступления астрономического полудня, например, данную информацию можно найти в сети Интернет — в Краснодаре 5 декабря астрономический полдень наступит в 12 часов 16 минут ;
- ровно в момент наступления астрономического полудня (используйте часы) встаньте на ровной площадке спиной к Солнцу и расставьте руки в сторону;
- отметьте положение тени на земле палкой или мелом (в зависимости от поверхности);
- определите положение сторон света: север (тень от головы), юг (тень от ног), восток (тень от правой руки) и запад (тень от левой руки).
- сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.
Эксперимент № 2. Определите положение сторон света по звёздам (в Северном полушарии). Для этого:
- заранее внимательно изучите рисунок в учебнике на странице 52;
- найдите на небе созвездие Большая Медведица, которая напоминает большой ковш с длинной ручкой;
- найдите на небе созвездие Малая Медведица, которая напоминает малый ковш с ручкой и находится выше Большой Медведицы;
- найдите две яркие звезды на передней части ковша Большой Медведицы (сторона без ручки);
- мысленно проведите прямую через эти две звезды и продолжите её вверх до последней звезды в ручке Малой Медведицы — эта яркая звезда и будет Полярной звездой;
- определите положение сторон света: север (Полярная звезда), юг (сзади, если смотреть на Полярную звезду), восток (справа) и запад (слева).
- сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.
3. Эксперименты 3-5. Определение положения сторон света по растениям в лесу или парке.
- определите направление сторон света по кронам отдельно стоящих деревьев: самые толстые и длинные ветви расположены на южной стороне дерева, а более жидкая крона — на северной стороне;
- определите направление сторон света по мху на деревьях и камнях: самые густые заросли мха находятся на северной стороне стволов деревьев и камней;
- определите нп направление сторон света по стволам берёз: с южной стороны стволы берёз более белые и с меньшим количеством черных пятен, чем с северной стороны;
- сравните полученные данные с данными компаса, результат эксперимента занесите в таблицу.
Результаты работы:
Соответствие полученных результатов экспериментов данным компаса (5.12.2024)
Эксперимент | Живой ориентир | Дата и место проведения | Соответствие результатов показаниям компаса |
1 | Солнце | 5.12.2024
12 часов 16 минут город Краснодар |
Да, результаты соответствуют |
2 | Звёзды | 5.12.2024
20 часов 00 минут город Краснодар |
Да, результаты соответствуют |
3 | Кроны деревьев | 5.12.2024
14 часов 10 минут город Краснодар |
Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений |
4 | Мох | 5.12.2024
14 часов 20 минут город Краснодар |
Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений |
5 | Стволы берёз | 5.12.2024
14 часов 30 минут город Краснодар |
Результат приблизительно совпадает, но имеется погрешность из-за неточности измерений |
Выводы:
В результате проведённой практической работы, было установлено, наиболее точными живыми ориентирами в природе являются Солнце и звёзды.
В природе при необходимости также можно ориентироваться по расположению мха, конфигурации кроны отдельно стоящих деревьев и по стволам берёз, но данные живые ориентиры неточны, а указывают только приблизительное направление.
Практическая работа 4. Составление плана местности школьного двора
Дата и место проведения работы: 6.12.2024, город Саратов
Тема работы: “Составление плана местности школьного двора”
Цель работы: Изучение глазомерного и полярного метода съемки местности. Составление плана местности школьного двора.
Оборудование:
- Планшет с листом бумаги
- Компас
- Визирная линейка
- Карандаш и другие канцелярские принадлежности
Ход работы:
- Выберете масштаб для плана. Например “в 1 см 10 м” или в “1 см 20 м” в зависимости от размеров участка. Укажите масштаб на плане.
- Выберете точку (полюс), с которого будете делать съёмку. Желательно, чтобы с этой точки хорошо просматривался весь участок. Отметьте выбранную точку на плане.
- При помощи компаса выполните ориентирование по сторонам света. Укажите направление север-юг на плане.
- Определите среднюю длину шага для измерений. Для этого:
- при помощи рулетки отложите на местности определенное расстояние (например, 5 метров);
- пройдите это расстояние обычным шагом и посчитайте количество шагов (например, 10 шагов);
- разделите пройденное расстояние на количество шагов и найдите среднюю длину шага (например, 5 м : 10 = 0,5 м — средняя длина одного шага).
- При помощи шагов измерьте объекты и переведите все расстояния в метры (например, измерение показало, что длина спортивной площадки 80 шагов, то есть 80 х 0,5 = 40 метров).
- Нанесите нужные объекты на план при помощи визирной линейки. Для этого:
- возьмите в руки планшет и встаньте лицом в направлении севера;
- приложите визирную отметку к точке полюса на плане;
- направьте её на объект и прочертите линию на бумаге;
- отложите при помощи визирной линейки расстояние до объекта в масштабе.
- После нанесения на план всех объектов, правильно оформите результаты съемки.
Результаты работы:
План школьного двора
Выводы:
В результате проведённой практической работы, были изучены различные методы проведения съемки на местности (глазомерный и полярный), а затем выполнена работа по составлению плана школьного двора в масштабе 1 : 1 000 и с ориентацией по сторонам света.
Термины, понятия и ключевые слова
Живые ориентиры — это природные объекты, которые позволяют сориентироваться по сторонам света. Например, к живым ориентирам относятся: Солнце, звёзды, мох, муравейники, деревья и другие.
Съемка местности — это комплекс работ, выполняемых с целью получения материала для составления плана местности.
Полярная съемка местности — это вид съемки, которая проводится из одного полюса (точки). Полюс обычно выбирают так, чтобы от него были видны все объекты.
Маршрутная съемка местности — это вид съемки, которая проводится при движении по какому-либо маршруту.
Глазомерная съемка местности — это вид съемки местности, при которой расстояние на местности определяется при помощи шагов.
Визирная линейка — это инструмент, предназначенный для глазомерной съемки местности. Такая линейка изготавливается в виде трехгранного деревянного бруска длиной 20-25 см с нанесенными на боковых гранях делениями, как у обычной линейки.
Вам будет интересно!
Хорошим подспорьем при выполнении практических работу будет видеоурок “Составление простейших планов местности” от канала Онлайн-Школа с 1 по 11 класс.