§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) — Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Работаем с картой

Вопрос 1. Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.

Параметр План местности Географическая карта
Масштаб Крупный 

(до 1:5 000)

Мельче, чем на плане

(от 1 : 10 000)

Реальный размер изображаемой поверхности Небольшой

(до 100 км2)

Большой

(может достигать размеров всей планеты)

Учет кривизны поверхности планеты Не учитывается

(кривизной поверхности планеты пренебрегают из-за относительно небольшого размера охватываемой поверхности)

Учитывается в обязательном порядке

(для наиболее корректного изображения шарообразной земли на плоской карте используются специальные математические приёмы и методы)

Градусная сетка Не используется

(на плане местности могут присутствовать вспомогательные линии проведенные через определённое количество метров или километров, как клеточки в тетради)

Обязательно используется

(градусную сеть образуют пересекающиеся меридианы и параллели)

Ориентирование по сторонам света На плане местности север всегда находится наверху карты, юг — внизу, восток — справа, а запад — слева На карте стороны света определяются по направлению меридианов (север-юг) и параллелей (запад-восток)
Обобщение информации Вся информация

(на плане местности могут быть указаны как населенные пункты или лесные массивы, так и отдельные здания или деревья)

Только необходимая информация

(на карту наносится только важная с точки зрения конкретной карты информация)

Условные обозначения Могут использоваться нестандартные условные знаки и надписи Используются общепринятые во всех странах мира специальные знаки или цветовая заливка
Изображение рельефа поверхности Рельеф отображается при помощи горизонталей, отметок высот и бергштрихов Рельеф отображается при помощи послойной окраски и указанием максимальных высот или глубин

Вопрос 2. Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 35 (с. 48).

Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церкви в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке и отправляемся на лодке вниз по её течению до деревянного моста. Далее пойдём пешком до села Клёново. У железнодорожной насыпи сделаем остановку.

Ответьте письменно. Описание должно содержать ответы на следующие вопросы:

  • В каком направлении нам предстоит плыть? — В восточном направлении вниз по течению реки Зайки от села Барсуки до деревянного моста.
  • Какое расстояние нам предстоит пройти? — Примерно 2 км, если идти по прямой или 3 км 300 м, если идти по дороге.
  • Какие объекты мы встретим на правом и левом берегах реки, проплывая на лодке? — На левом берегу мы увидим: овраг, лиственное дерево, железную дорогу, хвойный лес, заболоченные луга; на правом берегу: село Барсуки, кустарник, лиственное дерево, хвойный лес, железную дорогу, хвойный лес, полевую дорогу, кустарник.
  • На каком берегу реки мы увидим большое село? — На правом берегу. 
  • Как оно называется? — Это село Барсуки.
  • В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки? — Нам надо будет двигаться в северном направлении к селу Клёново. 
  • Как вы думаете, нам придётся двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх? — Нам придётся подниматься вверх по холму.
  • Что мы увидим к северо-западу от железнодорожной насыпи? — К северо-западу от железнодорожной насыпи находится село Красное.
  • Какие опасности могут ожидать нас на этом маршруте? — В походе нас могут ожидать следующие опасности: плавание на лодки по реке, пересечение заболоченных участков, преодоление обрывов и оврагов, пересечение грунтовых дорог, пересечение железной дороги.
  • Какие меры безопасности следует принять заранее? — Перед путешествием следует запастись спасательными жилетами или другими средствами спасения на воде, изучить способы пересечения заболоченных участков, взять с собой крепкие палки для определения безопасного маршрута на болотах, взять с собой верёвки и другое оборудование для преодоления обрывов и оврагов. Кроме того, необходимо обеспечить путешественников аптечкой, удобной и безопасной одеждой и обувью.
  • Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого? — У каждого в рюкзаке обязательно должна быть вода, аптечка, запасы еды, компас, план местности и средство связи, например мобильный телефон или рация.

Наш поход по маршруту от Барсуков до Клёново

В выходные мы с друзьями решили отправиться в поход. Планировалось, что наш маршрут начнётся в селе Барсуки, затем мы на лодке спустимся вниз по реки до деревянного моста и дойдём пешком до села Клёново преодолевая все препятствия.

Мы заранее тщательно подготовились к путешествию: запаслись водой и едой, уложили в каждый рюкзак аптечку, компас и топографическую карту местности, а также удостоверились, что у всех есть рации, чтобы можно было выйти на связь в любой непредвиденной ситуации.

Так как часть нашего маршрута должны пройти по воде, то мы оснастили лодку спасательным кругом и надувными жилетами. Мы заранее изучили топографическую карту и собрали в поход необходимое оборудование: крепкие палки для преодоления болот, а также крючки и верёвки для обрывов и оврагов. Не забыли мы и про удобную одежду и обувь, ведь в походе это очень важно.

Рано утром в субботу все участники похода собрались у церкви в селе Барсуки, проверили снаряжение и отправились на пристань к лодке. Погрузившись мы отправились в восточном направлении от села Барсуки. Двигаясь вниз по течению реки Зайки мы рассматривали берега. На левом берегу мы увидели овраг, большой дуб, железную дорогу, кусочек хвойного леса и заболоченные луга. На правом берегу нам открылась панорама на село Барсуки, заросли кустарника, раскидистую иву, железную дорогу и  хвойный лес, расположенный по обеим сторонам от этой дороги.

Высадившись у деревянного моста на левом берегу реки мы приготовились к следующей части маршрута. Ещё до похода мы решили, что до Клёново мы пойдём напрямик по пересечённой местности, а не по шоссе. Во-первых, путь напрямик короче и составляет примерно 2 км, а не 3 км 300 м как по шоссе. Во-вторых, нам было интересно как мы сможем преодолеть все препятствия.

По топографической карте мы определили, что двигаться нам надо строго на север. Поэтому мы достали компас и стали придерживаться этого направления. У самого берега нам пришлось пройти через заболоченные луга. Мы быстро справились с этой задачей, поскольку заранее запасенные палки помогли нам быстро определить безопасный путь.

Затем мы дошли до холма и начали подниматься вверх. Перейдя несколько грунтовых дорог, мы добрались до железнодорожной насыпи. В нашем поле зрения поездов не было и мы спокойно перешли на другую сторону железной дороги, а затем устроили привал. Во время отдыха и перекуса мы увидели, что в северо-западном направлении от насыпи находится село Красное, на юго-востоке осталось село Барсуки, а на юге виднеется река Зайка.

После остановки наш путь продолжился. Несколько раз нам приходилось обходить самые опасные участки местности, но, несмотря на это, мы решительно преодолели обрыв и овраг, неизменно продвигаясь вверх по склону холма. Так что к обеду мы достигли цели путешествия — пришли в село Клёново.

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

 

Вопрос 3. Изучите топографическую карту на рисунке 48. 

С помощью масштаба определите расстояние по прямой: 

а) от точки В до точки А; 

б) от точки В до точки С.

Мы знаем, что масштаб карты “в 1 см 100 метров”

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класса) При помощи линейки измерим расстояние от точки В до точки А. Оно равно 6,5 см. Значит расстояние по прямой от точки В до точки А равно 6,5 х 100 = 650 (метров).

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Ответ: а) расстояние от точки В до точки А равно 650 метров.

б) При помощи линейки измерим расстояние от точки В до точки С. Оно равно 6,2 см. Значит расстояние по прямой от точки В до точки С равно 6,2 х 100 = 620 (метров).

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс

Ответ: б) расстояние от точки В до точки С равно 620 метров.

Определите абсолютную высоту точки В.

  • Мы знаем, что сплошные горизонтали проведены через 2,5 метра. 
  • Также нам известно, где находится горизонталь, обозначающая высоту 125 м. 
  • Точка В расположена на шестой по счёту горизонтали от 125-ти метровой горизонтали. Значит её высота отличается на 2,5 х 6 = 15 м.
  • Так как верх цифр всегда направлен в сторону повышения склона, значит точка В находится на 15 метров выше, чем 125-ти метровая горизонталь.
  • 125 + 15 = 140 (м) — абсолютная высота точки В.

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 классОтвет: Абсолютная высота точки В равно 140 метров.

Представьте, что трое ребят во время спортивной игры проходят эстафету. От точки С до точки А движется Наташа; от точки А до точки В — Андрей; последний отрезок маршрута от точки В до точки С достался Егору.

Какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым: самым сложным? Почему?

Ответьте письменно. Постарайтесь описать особенности каждого отрезка маршрута не более чем тремя предложениями.

Наташа — отрезок точки С до точки А. Расстояние от точки С до точки А составляет 420 метров (4,2 х 100 = 420). При движении по маршруту надо взобраться на обрыв, потом подняться по холму (примерно на 5 м), а в конце пути спуститься по склону холма (примерно на 5 м).

Андрей — отрезок от точки А до точки В. Расстояние от точки А до точки В составляет 650 метров (6,5 х 100 = 650). При движении по маршруту надо подняться на небольшой холм (примерно 5 м), потом спуститься с него (примерно 5 м) пройти по заболоченным лугам (около 150 метров), потом подняться по крутому холму на высоту 22 метра относительно высоты заболоченных лугов (2,5 х 9 = 22 м).

Егор — отрезок от точки В до точки С. Расстояние от точки В до точки С составляет 620 метров ( 6,2 х 100 = 620). При движении по маршруту надо спуститься по холму на 10 метров (2,5 х 4 = 10 м), преодолеть небольшой овраг, потом продолжить спускаться по холму ещё на 5 метров (2,5 х 2 = 5 м), а потом спуститься с обрыва, высотой примерно 5 метров.

Я считаю, что самый простой маршрут у Наташи (от точки С до точки А), поскольку:

  • он самый короткий;
  • он самый пологий, то есть с наименьшим перепадом высот;
  • на пути находится наименьшее количество оврагов и обрывов.

Я считаю, что самый сложный маршрут у Андрея (от точки А до точки В), поскольку:

  • он самый длинный;
  • два отрезка маршрута идут в горку, причем на одном из них надо взобраться на высоту 22 метра, что довольно много;
  • один из отрезков маршрута проходит по заболоченным лугам, что также является дополнительным препятствием.

Ответ: самый простой маршрут от точки С до точки А, а самый сложный маршрут от точки А до точки В.

Проектная работа

Вопрос 4. Вам предстоит выполнить проектное задание. По указанию учителя вы будете работать самостоятельно, или с товарищем, или в группе.

Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предполагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого посёлка, или в создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача — выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 49. Выбор следует обосновать.

Ответы на вопросы, помогающие лучше познакомиться с участком (во время анализа ситуации будем ориентироваться на советы, приведённые в учебнике)

Есть ли на участке какие-нибудь объекты, уже построенные человеком?

На данном участке нет объектов, построенных человеком.

Где находятся холмистые участки, а где — ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?

Холмы расположены в юго-западной, северо-западной, северо-восточной и юго-восточной частях участка. На севере находятся холмы с более крутыми склонами, а на юге — более пологие.

Равнинная местность находится в центре участка в долине реки Лозовой и её притоков. 

Какие участки подходят: 

а) для распашки под поля — подойдут ровные участки по обеим берегам левого притока реки Лозовой; 

б) под сенокосы — подойдет участок по обеим берегам правого притока реки Лозовой

в) для строительства домов — подойдет участок на левом берегу реки Лозовой чуть северо-восточнее озера

г) для лыжной трассы — подойдёт самый высокий холм с крутыми склонами, расположенный в северо-западной части участка

д) для других объектов (предложите) — для сельскохозяйственного предприятия, в котором можно будет производить продукты питания, подойдёт пологий склон с кустарником, расположенный в юго-восточной части участка.

Кроме того, на участке можно построить ветряную электростанцию на пологом холме в юго-западной части участка.

Где и какую нужно проложить дорогу?

Шоссейную дорогу к поселению нужно проложить на левом берегу вдоль реки.

Железную дорогу, по которой будут приезжать туристы в спортивный комплекс можно проложить на правом берегу вдоль реки.

Грунтовую дорогу надо провести от поселения до сельскохозяйственного предприятия и ветряной электростанции.

Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?

Мост надо построить в северной части реки рядом с поселением. Он необходим для обеспечения регулярного сообщения между поселком и спортивным комплексом.

На реке рядом с поселением (на левом берегу) стоит построить пристань. По ней можно доставлять товары в посёлок и вести торговлю сельскохозяйственной продукцией, произведенной на сельскохозяйственном предприятии.

Скачать презентацию Освоение земельного участка в PowerPoint.

Презентация проекта “Освоение земельного участка”

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс § 20. Учимся с «Полярной звездой» (3) - Учебник Полярная звезда 5-6 класс