§ 11. Цветок

41. На рисунке подпишите названия частей цветка.

§ 11. Цветок

42. Сравните изображённые на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

§ 11. Цветок

Сходство:

  • И у вишни, и у тюльпана есть и тычинка и пестик, то есть они обоеполые.
  • И у вишни, и у тюльпана венчики свободнолепестные.
  • И у вишни, и у тюльпана цветки правильные.
  • И у вишни, и у тюльпана есть околоцветник и цветоножка.

Различие:

  • У вишни околоцветник двойной, а у тюльпана простой.
  • У вишни тычинок много, а у тюльпана всегда кратно трём.
  • У вишни завязь нижняя, а у тюльпана — верхняя. 

43. Выполните лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 62—63 учебника). Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.


Лабораторная работа: Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Рассмотрим цветок колокольчика.

§ 11. Цветок

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

У колокольчика:

  • чашелистики — 5 
  • лепестки — 5 (сросшиеся)
  • тычинки — 5
  • пестик — 1

§ 11. Цветок

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной; какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная; какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

У колокольчика:

  • околоцветник двойной
  • чашечка раздельнолистная
  • венчик сростнолепестный.

4. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

§ 11. Цветок

5. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

У колокольчика завязь пятигнёздная. В гнёздах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Главными частями цветка называют пестик и тычинки, поскольку без них растение не могло бы размножаться, то есть колокольчики бы исчезли как вид. § 11. Цветок

6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

§ 11. Цветок

7. Составьте формулу изученного цветка.

*Ч 5 Л (5) Т 5 П 1


44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок — это видоизменённый побег. Дайте обоснованный ответ.

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, так как:

  • он развивается из почки;
  • у него есть стебель — цветоножка и цветоложе;
  • видоизменённые листья цветка — это чашечка, венчик, тычинки и пестики.

45. Сравните изображённые на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

Листочки околоцветника капусты располагаются так, что через них можно провести несколько плоскостей симметрии. Значит цветок капусты является правильным.

Листочки околоцветника виолы располагаются так, что через них можно провести только одну плоскость симметрии. Значит цветок виолы неправильный. 

§ 11. Цветок

46. Впишите пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.

Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночные цветки, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичные цветки.

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомными.

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других, то такие растения называют двудомными.