§ 12. Соцветия — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
47. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».
Название соцветия |
Особенности строения (простое или сложное) |
Растения, имеющие данное соцветие |
Схема |
Кисть | Простое: отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. | Капуста, ландыш, черёмуха, колокольчик | |
Метёлка (сложная кисть) | Сложное: несколько кистей отходит от общего стебелька. | Сирень, виноград, гортензия | |
Простой колос | Простое: его образуют не имеющие цветоножек (сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия. | Подорожник, ятрышник | |
Сложный колос | Сложное: на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками. | Пшеница, рожь, ячмень | |
Початок | Простое: на очень толстой и мясистой оси соцветия расположены не имеющие цветоножек отдельные цветки. | Кукуруза, белокрыльник, аир | |
Простой зонтик | Простое: соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси. | Примула, вишня, чистотел, лук | |
Сложный зонтик | Сложное: соцветие, состоящее из нескольких простых зонтиков. | Морковь, петрушка, укроп | |
Корзинка | Простое: многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе. Снаружи соцветие защищено оберткой. | Подсолнечник, астра, одуванчик, осот, бодяк | |
Головка | Простое: цветки соцветия на очень коротких цветоножках тесно располагаются на толстой короткой оси на самой верхушке стебля. | Кровохлебка, клевер, люцерна | |
Завиток | Сложное: от главной оси с одним цветком отходит другая одноцветковая ось, от неё в свою очередь и в ту же сторону отходит ось третьего порядка и т. д. Самые последние оси — более молодые с еще нераспустившимися цветками. Все эти оси спирально закручиваются. | Незабудка, медуница | |
Щиток | Простое: отдельные цветки расположены один за другим на постепенно увеличивающихся цветоножках. Самые короткие цветоножки в центре соцветия, а самые длинные — по краям. В результате все цветки расположены на одной плоскости. | Яблоня, груша, калина, боярышник |
48. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 66 учебника).
Лабораторная работа: Соцветия
1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.
Рассмотрим соцветия ландыша, одуванчика, гладиолуса и гортензии.
2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясните, как называют эти соцветия.
- У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках — это соцветие кисть.
- У одуванчика многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе — это соцветие корзинка.
- У гладиолуса сидячие цветки (без цветоножек) расположены на общей оси соцветия — это соцветие простой колос.
- У гортензии несколько кистей отходит от общего стебелька — это соцветие метёлка.
3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.
- Растения, имеющие соцветие кисть: капуста, ландыш, колокольчик.
- Растения, имеющие соцветие корзинка: подсолнечник, астра, осот, бодяк.
- Растения, имеющие соцветие простой колос: подорожник, ятрышник.
- Растения, имеющие соцветие метёлка: сирень, виноград.
Для успешного выполнения этого задания воспользуйтесь таблицей к заданию 47.
Вывод: биологическое значение соцветий
Собранные в соцветия мелкие и невзрачные цветки становятся заметными для насекомых, которые опыляют их перелетают с цветка на цветок и переносят на своих лапках пыльцу.
49. Подумайте и напишите, почему растения с соцветиями широко распространены в природе.
Растения, у которых цветы собраны в соцветия, имеют намного больше шансов быть хорошо опылёнными, чем растения с одиночными цветками. Благодаря этому выживаемость и распространение растений с соцветиями выше, чем у других растений. А значит они шире распространены в природе.