§ 12. Соцветия — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

47. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».

Название соцветия

Особенности строения (простое или сложное)

Растения, имеющие данное соцветие

Схема
Кисть Простое: отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. Капуста, ландыш, черёмуха, колокольчик § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Метёлка (сложная кисть) Сложное: несколько кистей отходит от общего стебелька. Сирень, виноград,  гортензия § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Простой колос Простое: его образуют не имеющие цветоножек (сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия. Подорожник, ятрышник § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Сложный колос Сложное: на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками. Пшеница, рожь, ячмень § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Початок Простое: на очень толстой и мясистой оси соцветия расположены не имеющие цветоножек отдельные цветки. Кукуруза, белокрыльник, аир § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Простой зонтик Простое: соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси. Примула, вишня, чистотел, лук § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Сложный зонтик Сложное: соцветие, состоящее из нескольких простых зонтиков. Морковь, петрушка, укроп § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Корзинка Простое: многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе. Снаружи соцветие защищено оберткой. Подсолнечник, астра, одуванчик, осот, бодяк § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Головка Простое: цветки соцветия на очень коротких цветоножках тесно располагаются на толстой короткой оси на самой верхушке стебля. Кровохлебка, клевер, люцерна § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Завиток Сложное: от главной оси с одним цветком отходит другая одноцветковая ось, от неё в свою очередь и в ту же сторону отходит ось третьего порядка и т. д. Самые последние оси — более молодые с еще нераспустившимися цветками. Все эти оси спирально закручиваются. Незабудка, медуница § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
Щиток Простое: отдельные цветки расположены один за другим на постепенно увеличивающихся цветоножках. Самые короткие цветоножки в центре соцветия, а самые длинные — по краям. В результате все цветки расположены на одной плоскости. Яблоня, груша, калина, боярышник § 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

48. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 66 учебника).


Лабораторная работа: Соцветия

1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

Рассмотрим соцветия ландыша, одуванчика, гладиолуса и гортензии.

§ 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясните, как называют эти соцветия.

  • У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках — это соцветие кисть.
  • У одуванчика многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе — это соцветие корзинка.
  • У гладиолуса сидячие цветки (без цветоножек) расположены на общей оси соцветия — это соцветие простой колос.
  • У гортензии несколько кистей отходит от общего стебелька — это соцветие метёлка.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.

  • Растения, имеющие соцветие кисть: капуста, ландыш, колокольчик.
  • Растения, имеющие соцветие корзинка: подсолнечник, астра, осот, бодяк.
  • Растения, имеющие соцветие простой колос: подорожник, ятрышник.
  • Растения, имеющие соцветие метёлка: сирень, виноград.

§ 12. Соцветия - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Для успешного выполнения этого задания воспользуйтесь таблицей к заданию 47.


Вывод: биологическое значение соцветий

Собранные в соцветия мелкие и невзрачные цветки становятся заметными для насекомых, которые опыляют их перелетают с цветка на цветок и переносят на своих лапках пыльцу.

49. Подумайте и напишите, почему растения с соцветиями широко распространены в природе.

Растения, у которых цветы собраны в соцветия, имеют намного больше шансов быть хорошо опылёнными, чем растения с одиночными цветками. Благодаря этому выживаемость и распространение растений с соцветиями выше, чем у других растений. А значит они шире распространены в природе.