§ 1. Зачем нам география и как мы будем её изучать — Учебник Полярная звезда 5-6 класс
Задания и упражнения
Вопрос 1. Что означает слово «география»?
Слово “география” произошло от двух греческих слов: “гео” — земля и “графо” — пишу. Древнегреческие ученые назвали этим словом науку об описании Земли.
Современное понятие “география” включает в себя не только простое землеописание, но и целый комплекс естественных и общественных наук: страноведение, климатологию, гидрологию, экономическую географию, метеорологию и другие.
Вопрос 2. Зачем человеку география?
География помогает нам узнать мир и ориентироваться в нём.
Благодаря географии люди:
- знают какие реки, горы или подводные рифы находятся в том или ином районе планеты;
- могут рассказать о особенностях разных стран и городов, например, какая там погода, кто там живёт, на каком языке разговаривают, какие растения растут и какие животные там обитают, какую хозяйственную деятельность ведут жители этого региона;
- планируют где и чем засеивать поля, строить города, добывать полезные ископаемые или устраивать электростанции;
- способны предугадать что будет в будущем — какая будет погода, возможны ли в той или иной местности наводнения или землетрясения, как изменится климат на планете и к каким последствиям это приведёт.
Вопрос 3. Что изучает география?
Наука география изучает:
- географические объекты — моря, реки, озёра, горы, материки, океаны, города, страны, морские порты, области и округа и т.д.;
- географические явления — дождь, снегопад, град, наводнение, ураган, землетрясение и т.д.;
- географические процессы — круговорот воды в природе, вулканизм, таяние полярных льдов, горообразование, движение литосферных плит, разрушение экосистемы тропического леса и т.д.
Вопрос 4. Какие задачи стоят перед географией?
Задачами современной географии являются:
- Описание географических объектов, явлений и процессов. Например, описание рек, стран, горных систем или морских течений;
- Объяснение географических процессов и явлений. Например, почему происходит таяние арктических ледников, почему для поймы реки Амазонка характерен такой влажный климат или почему образуются ураганы и смерчи;
- Прогноз развития географических процессов и явлений. Например, насколько сильно измениться климат в каком-либо регионе или на всей Земле, какое влияние окажут миграционные процессы на развитие континентов или конкретных стран, как измениться облик нашей планеты через 100 лет или через 1000 лет;
- Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами. Например, строительство нефтедобывающих платформ, гидроэлектростанций и дамб, тоннелей и т.д.;
- Управление географическими процессами. Например, как сделать так, чтобы ведение хозяйственной деятельности человека не привело к разрушению устойчивых экосистем, где построить шахту или завод, чтобы наладить эффективное производство и не навредить природе.
Вопрос 5. Название комплекта ваших учебников «Полярная звезда» известный каждому символ. Учебник ориентирует вас в географии. Хотели бы вы выбрать другое название? Какое? Есть ли у вас свой символ ориентир в жизни?
Мне нравится название учебника “Полярная звезда”, поскольку именно по этой яркой звезде из созвездия Малой Медведицы путешественники и ученые определяли направление сторон света с самых древних времён. Правда видна Полярная звезда только в Северном полушарии.
Другими названиями учебника по географии могли бы стать такие известные ориентиры:
- “Компас” — прибор, который позволяет ориентироваться на Земле даже тогда, когда не видны звёзды;
- “Солнечные часы” — древнее устройство, позволяющее определить время и направление на юг;
- “Путеводная звезда” — другое название Полярной звезды и символ верно выбранного направления в жизни.
Ключевые слова, события и люди
География — это наука о Земле. Современная география изучает географические объекты, географические явления и географические процессы, а также взаимодействие между ними.
В современной географии выделяют несколько крупных направлений: физическая география, социально-экономическая география, картография и другие.
Географические объекты — это существующие и устойчивые (постоянные) образования на поверхности Земли. К таким образованиям могут относиться:
- природные объекты: моря, реки, океаны, материки, горы, проливы, острова, ледники и прочие;
- искусственно созданные, но существующие на протяжении длительного времени объекты: города, посёлки, аэропорты, плотины, дороги;
- административные единицы: районы, области, республики, страны, округа и т.д.
Географические явления — это длящиеся непродолжительное время события, которые можно наблюдать время от времени на нашей планете. Примеры географических явлений: снегопад, дождь, извержение вулкана, землетрясение, туман, северное сияние, извержение вулкана, радуга, морские приливы и отливы, цунами, засуха и другие.
Географические процессы — это длящиеся продолжительное время события, которые происходят на Земле и приводят к её изменениям. Примеры географических явлений: таяние ледников, дрейф материков, горообразование, почвообразование, круговорот воды в природе и другие.