Введение — Мой тренажёр Полярная звезда 5-6 класс
Работаем с информацией
Задание 1
Вы приступили к изучению одной из самых древних наук — географии. Название науки предложил древнегреческий учёный Эратосфен. Слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание» (ге — Земля, графо — пишу, описываю). На разных этапах развития географии различными были её содержание и задачи. Прочитайте фрагмент § 1 «Зачем купцу география?». Какой главный вывод вы сделали?
Наука география собирает информацию важную для людей самых разных профессий. Например, благодаря географии древние купцы могли заранее изучить:
- описания моря и суши, по которым будет пролегать их путь — это делало их путешествие более безопасным;
- информацию о хозяйстве и жителях разных стран, о том, какие товары у них можно купить, а какие можно продать — это делало их торговое предприятие более прибыльным.
Задание 2
Современная география — это целая система наук, включающая климатологию, океанографию, географию почв, географию населения, картографию и т. д. Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. Прочитайте фрагмент § 1 «Зачем нам география?» и выделите главную мысль каждого абзаца.
- География помогает понять процесс развития природы и хозяйства. Благодаря этому люди могут правильно спланировать свою деятельность и получить представление о том, что их ждёт в будущем.
- Знание географии помогает решать бытовые вопросы в повседневной жизни каждого человека: определить часовые пояса, рассчитать оптимальный маршрут, выбрать время и место для отпуска ит.д.
- Знание географии необходимо для работы людей широкого круга профессий. Например, без знания того или иного раздела географии нельзя освоить профессию пилота, моряка, водителя, геолога, строителя, предпринимателя, туристического гида и других.
Задание 3
Дополните схему.
Задачи современной науки географии
Приведите примеры каждой из перечисленных задач. Для выполнения задания используйте Интернет, сообщения из газет, журналов и других источников.
Описание — туристические агентства применяют знания географии для создания рекламных объявлений туристических путёвок. В таком объявлении описывается не только сам отель и предлагаемые им услуги, но и описание региона, его достопримечательности, традиции и особенности жителей и климатические условия в данной местности.
Объяснение — при возникновении природных катаклизмов учёные географы объясняют причину их возникновения. Например, каждое лето происходят масштабные лесные пожары. Чаще всего они возникают вследствие жаркой, сухой и ветреной погоды, а также из-за неосторожного обращения населения с огнём.
Прогноз — после изучения тех или иных географических процессов, учёные прогнозируют, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Например, если таяние ледников продолжиться с той же скоростью, то через несколько десятилетий под водой могут оказаться такие города, как Джакарта (Индонезия), Калькутта (Индия), Хошимин (Вьетнам), Лагос (Нигерия), Рио де Жанейро (Бразилия), Новый Орлеан (США), Венеция (Италия) и многие другие.
Проектирование — географическая наука помогает правильно спроектировать не только масштабные проекты: мосты, дамбы, железные дороги и другие, но и самые обычные вещи. Так, перед строительством дома всегда изучается наличие и расположение подземных вод на участке, типы почв, рельеф местности и многие другие показатели. Если этого не сделать, но в новом доме могут образоваться трещины на стенах или рухнуть крыша из-за неправильного расчёта снежного покрова, характерного для данной местности.
Управление — применение накопленных географами знаний позволяет не только не навредить природе, но и исправить что-то негативное. Например, для того чтобы овраг не увеличивался, на его склонах высаживают растения с мощной корневой системой. Такой метод управления окружающей средой очень эффективен и доступен для любого человека.
Задание 4
Нарисуйте схему «Методы географической науки».
Задание 5
Дополните схему. Она поможет вам лучше усвоить содержание § 1.
Решаем проблемы
Задание 6
Выясните, в чём заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение. Проанализируйте полученные результаты.
Кто участвует в опросе |
Мнение родных и близких о роли географии |
Мама | Географическая наука очень важна для общества, так как очень важно знать как можно больше о мире, в котором мы живём: об окружающей природе, о людях нашей страны и других стран, о климате и о том, каких изменений ждать в будущем. |
Папа | Я считаю, что география необходима для экономики и промышленности. Без географии мы бы не знали какие полезные ископаемые можно добывать и где; в каком регионе лучше строить те или иные заводы, куда проложить автомобильные и железнодорожные дороги, где построить новый микрорайон и многое другое. |
Бабушка | Думаю, что многие люди благодарны географии за метеопрогнозы и знания о животных и растениях. Например, для меня очень важно знать как изменится атмосферное давление, какая сейчас фаза луны и будет ли в ближайшее время геомагнитная буря. Так я могу решить какие лекарства приготовить и когда высаживать рассаду на огороде. |
Дедушка | Географическая наука необходима человечеству, так как без этой науки оно не сможет подготовиться к будущему. Как предотвратить глобальное потепление? Как сохранить леса — лёгкие планеты? Как сделать так, чтобы не было пожаров и наводнений? На все эти вопросы могут ответить только учёные географы. |
Изучаем на практике
Задание 7
Прочитайте рубрику «Шаг за шагом», объясните, как лучше всего работать с учебником, чтобы достичь успеха в изучении географии.
Алгоритм работы с учебником
- Внимательно прочитайте параграф учебника. Выделите его основные мысли и утверждения.
- Изучите и постарайтесь понять смысл новых слов и понятий. Можно выписать их в отдельный словарик.
- Рассмотрите все фотографии, карты, схемы, таблицы и графики. Найдите в параграфе текст, который они иллюстрируют. Постарайтесь проанализировать данные, которые они содержат.
- Ответьте на вопросы в конце параграфа и выполните задания.
- Подумайте над выводами, которые сделаны тексте параграфа. Согласны ли вы с ними? Какие выводы после прочтения текста сделали вы сами?
- Проверьте себя, пройдя по маршруту раздела “Лёгкий экзамен”.
- Подумайте, как полученные знания могут пригодиться вам или вашим окружающим в жизни.
Экспресс-контроль
Задание 8
Расширению географического кругозора в древности способствовало:
а) развитие торговли;
б) стремление узнать природу новых земель;
в) поиски новых охотничьих угодий.
Правильные ответы:
а) Развитие торговли, так как купцы стремились изучить другие страны, чтобы узнать какие товары они могут там продать, а какие купить. Кроме того их интересовали безопасные маршруты для путешествия. Для этого они старались найти как можно больше информации и постоянно развивали торговые пути.
б) Стремление узнать природу новых земель, так как авантюристы и путешественники, отправляясь в свои странствия, старались узнать, что находиться там, за горизонтом. Они отправлялись туда, где никто не бывал, а потом по возвращении описывали всё, что увидели, расширяя географический кругозор общества.
Задание 9
Методы географической науки включают:
а) исторический;
б) сравнительно-описательный;
в) картографический.
Правильные ответы:
а) Исторический метод, так как для современной географии необходимы знания об истории развития планеты и географических процессов.
б) Сравнительно-описательный метод, так как сравнение и описание позволяют понять объект и составить о нём определённое мнение.
в) Картографический метод, так как карта даёт наиболее полное представление о расположении объектов, их размерах, связях с другими объектами, уровня распространения и многом другом.
Мои достижения по теме
Я знаю: | Я умею: |
Мне интересно |
|
|
|