§ 1. Биология — наука о живой природе — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
- «Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).
- «Логос» означает — учение (в переводе с греческого).
- Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
- Биосфера — область распространения жизни на Земле.
2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.
Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:
- нижние слои атмосферы;
- гидросферу;
- почву;
- верхние слои литосферы.
3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».
4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Виды деятельности человека, с которыми связана биология:
- сельское хозяйство;
- производство пищевой продукции;
- производство товаров и услуг;
- медицина;
- фармацевтика;
- производство топлива;
- производство удобрений и кормов для животных;
- утилизацией отходов;
- прочие виды деятельности.
Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:
- лечение различных заболеваний;
- защита окружающей среды, растений и животных;
- увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;
- создание новых продуктов питания;
- создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;
- создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;
- безопасная переработка отходов жизнедеятельности;
- прочие проблемы.
5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).
Павлов Иван Петрович
Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности.
Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных.
После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов.
Мичурин Иван Владимирович
Иван Владимирович Мичурин (1855 — 1935 гг) — самый знаменит биолог-селекционер нашей страны, создавший огромное количество сортов плодово-ягодных растений.
С самого раннего детства Мичурин с большим удовольствием занимался с растениями в родительством саду в Рязанской губернии. А уже в двадцатилетнем возрасте он смог взять в аренду пустующую городскую усадьбу и начал проводить свои знаменитые опыты по скрещивании растений и выведению новых сортов.
Применение уникальных методов работы и десятки тысяч проведённых опытов позволили Ивану Владимировичу Мичурину вывести более 300 сортов плодово-ягодных растений: яблонь, вишень, груш, слив, абрикосов и т.д.