§ 1. Биология — наука о живой природе — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.

  • «Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).
  • «Логос» означает — учение (в переводе с греческого).
  • Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
  • Биосфера — область распространения жизни на Земле.

2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.

Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:


  • нижние слои атмосферы;
  • гидросферу;
  • почву;
  • верхние слои литосферы.

§ 1. Биология — наука о живой природе - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».

§ 1. Биология — наука о живой природе - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?

Виды деятельности человека, с которыми связана биология:

  • сельское хозяйство;
  • производство пищевой продукции;
  • производство товаров и услуг;
  • медицина;
  • фармацевтика;
  • производство топлива;
  • производство удобрений и кормов для животных;
  • утилизацией отходов;
  • прочие виды деятельности.

Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:

  • лечение различных заболеваний;
  • защита окружающей среды, растений и животных;
  • увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;
  • создание новых продуктов питания;
  • создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;
  • создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;
  • безопасная переработка отходов жизнедеятельности;
  • прочие проблемы.

5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).

Павлов Иван Петрович

§ 1. Биология — наука о живой природе - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности.

Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных.

После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов. 

Мичурин Иван Владимирович

§ 1. Биология — наука о живой природе - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

Иван Владимирович Мичурин (1855 — 1935 гг) — самый знаменит биолог-селекционер нашей страны, создавший огромное количество сортов плодово-ягодных растений.

С самого раннего детства Мичурин с большим удовольствием занимался с растениями в родительством саду в Рязанской губернии. А уже в двадцатилетнем возрасте он смог взять в аренду пустующую городскую усадьбу и начал проводить свои знаменитые опыты по скрещивании растений и выведению новых сортов.

Применение уникальных методов работы и десятки тысяч проведённых опытов позволили Ивану Владимировичу Мичурину вывести более 300 сортов плодово-ягодных растений: яблонь, вишень, груш, слив, абрикосов и т.д.