§ 6. Устройство увеличительных приборов — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
21. Используя текст учебника, изучите устройство ручной и штативной луп. Подпишите их основные части на рисунках.
Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.
Вывод:
При помощи лупы можно увидеть зернистую структуру мякоти плодов, но более подробно рассмотреть строение клетки не получится.
22. Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (см. с. 33 учебника), подпишите основные части микроскопа на рисунке.
Лабораторная работа: Устройство микроскопа и приёмы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
- Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
- Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение в микроскопе.
- Объектив — нижняя часть тубуса, которая при помощи дополнительных увеличительных стёкол позволяет ещё больше увеличить рассматриваемый объект.
- Штатив — специальное крепление, которое соединяет и удерживает все части микроскопа.
- Предметный столик — подставка с отверстием по центру, на которую помещают стеклянную пластину с изучаемым объектом.
- Зеркало — деталь микроскопа, предназначенная для улавливания солнечного луча и направления его на изучаемый объект.
- Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение в окуляре.
Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3 600 раз. Для того чтобы узнать какое увеличение позволяет получить тот или иной световой микроскоп, надо перемножить увеличительные возможности окуляра на увеличительные возможности объектива (подписано на соответствующих частях микроскопа).
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Правила работы с микроскопом
- Для работы микроскоп ставят на 2-3 см от края стола немного левее от себя. Вся работа ведётся сидя.
- Перед началом работы микроскоп осматривают, очищают от пыли зеркало и окуляр мягкой салфеткой.
- После этого полностью открывают диафрагму микроскопа.
- Начинать работу всегда следует с малого увеличения.
- Объектив должен быть установлен в рабочее положение, то есть примерно на расстоянии 1 см от предметного стекла.
- При помощи зеркала устанавливается максимально эффективное освещение объекта. Для этого глядя в окуляр надо подвигать зеркало и поймав луч света направить его к объектив.
- Изучаемый объект (микропрепарат) кладётся на предметный столик под объектив. Затем, при помощи винтов, объектив опускается на расстояние 4-5 мм до микропрепарата. Внимание! В это время вы не должны смотреть в окуляр, а всё внимание уделить опускаемому объективу.
- После этого при помощи винта грубой наводки объектив устанавливается в неоходимое для рассматривания объекта положение. Внимание! Если вы глядите в окуляр, то винт грубой настройки можно вращать только на себя, то есть можно только понимать объектив. В противном случае (если глядя в микроскоп пробовать опускать объектив) можно повредить покровное стекло.
- Медленно передвигая микропрепарат рукой необходимо найти наиболее выгодное положение для его рассматривания.
- После окончания работы с микроскопом необходимо привести его в положение малого увеличения, поднять объектив, снять с предметного стола стекло с микропрепаратом, протереть мягкой салфеткой все части микроскопа и убрать его в место хранения.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Выполните самостоятельно.
23. Микроскоп — хрупкое и дорогое оборудование, которое требует особо бережного обращения. Однако беречь необходимо и книги, мебель, наглядные пособия и др. Составьте памятку о правилах обращения со школьным имуществом.
Памятка о правилах обращения со школьным имуществом
- Чтобы случайно не разбить или не повредить школьное имущество, ведите себя в кабинете спокойно: не бегайте, не кидайте различные предметы, не размахивайте руками.
- Чтобы не допустить возникновения несчастного случая или порчи имущества, во время лабораторных и практических работ строго соблюдайте инструкцию по безопасности и выполняйте работы в точном соответствии с указаниями учителя.
- Даже если вам скучно или у вас плохое настроение не рисуйте на партах, стенах и других поверхностях в школе. Используйте для этого листы бумаги и другие предназначенные для таких целей канцелярские предметы.
- Для того, чтобы сохранить порядок в школе и приятную атмосферу всегда убирайте за собой мусор и использованное оборудование.
- Проявите свою внимательность к учителям и другим ученикам школы: бережно относитесь к учебникам, школьным плакатам, стендам и остальному оборудованию учебного заведения.