§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

136. Прочитайте текст § 31. Впишите в графы таблицы названия типичных представителей растений различных растительных сообществ.

Растительные сообщества

Преобладающие виды растений

Сопутствующие виды растений

Еловый лес

Ель Черника, брусника, седмичник, майник двулистный, кислица, мхи 

Сосновый лес

Сосна Черника, костяника, мхи, лишайники, папоротник орляк, вереск, буквица лекарственная, плаун, грушанка
Лиственный лес Дуб, липа, клён, вяз, рябина, берёза

Орешник (лещина), бересклет, жимолость лесная, копытень, чина, сныть, вороний глаз, колокольчики, медуница лекарственная, ландыш

Смешанный лес Дуб, липа, клён, вяз, рябина, берёза, ель, сосна, пихта

Орешник (лещина), бересклет, жимолость лесная, брусника, черника, мхи, лишайники, папоротник орляк, вереск, буквица лекарственная, плаун, грушанка и т.д.

137. Заполните таблицу «Наземная ярусность лесного сообщества».

Ярусность

Названия растений

1-й ярус

Дубы, липы, берёзы и другие крупные растения

2-й ярус

Черёмуха, рябина

3-й ярус

Черника, брусника, шиповник, боярышник и другие кустарники

4-й ярус

Колокольчики, ландыш, медуница лекарственная, папоротник орляк и другие травянистые растения и папоротники

5-й ярус

Лишайники, мхи и грибы

138. Приведите 3—4 примера, показывающих приспособление различных растений к совместной жизни в сообществе.

Растения первого яруса леса — высокие деревья, например, сосны, создают тень, необходимую для жизни растений пятого яруса леса — мхов, лишайников и грибов. В свою очередь растения пятого уровня обеспечивают достаточную влажность и обеспеченность органическими веществами почвы, на которой произрастают высокие деревья первого яруса. Это пример того, как ярусность растительных сообществ помогает взаимодействовать различным растениям в совместной жизни.

В смешанных и лиственных лесах орешник (лещина) и другие растения, опыляемые ветром, зацветают раньше, чем деревья покрываются листвой. Это позволяет данным растениям без лишних препятствий опылить пестичные цветки, ведь распустившаяся листва может помешать свободному перемещению ветра и переносу пыльцы с тычиночных цветков на пестичные. Это пример того, как неодинаковые ритмы развития растений помогают им приспособиться к совместной жизни в сообществе.

В лесу также широко распространен симбиоз грибов и высших растений, например деревьев. Грибница (мицелий) грибов, состоящий из нитеобразных гифов (подобия корешков) начинает активно взаимодействовать с корнями деревьев и других растений. В результате, растения получают большее количество питательных веществ и воды из почвы, и дерево или кустарник начинает лучше развиваться. В свою очередь гриб получает через корни растений витамины, углеводы и другие питательные вещества, которые помогают ему развиваться. Это пример взаимовыгодного сотрудничества растений в сообществе. 

Нередко можно встретить в лесу и паразитизм растений — это вид взаимодействия, при котором одно растение получает от второго пользу, а второе растение получает от первого только вред и может даже погибнуть от наличия паразита. Например, растение петров крест специальными присосками на своих корнях присасывается к корням других растений и буквально высасывает из них все питательные и органические вещества, которое атакуемое растение получает из почвы или в ходе процесса фотосинтеза. При этом никакой пользы петров крест этим растениям не приносит.

139. На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.§ 31. Растительные сообщества - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь