§ 2. Методы исследования в биологии — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какие методы исследования вы знаете?

На уроках окружающего мира в начальной школе мы применяли следующие методы исследования:

  • наблюдение;
  • измерения;
  • эксперимент (опыт).

2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?


К приборам, используемым в биологии можно отнести: линейку термомент, часы, весы, лупу, микроскоп, мензурки, колбы и другие приборы.


Вопросы в конце параграфа

1. Какие методы исследования в биологии вам известны?

Наблюдение — метод, применяя который человек не вмешивается в процесс, а только воспринимает объект или явление при помощи своих органов чувств, то есть смотрит глазами, слушает ушами, ощущает пальцами и кожей, нюхает носом или пробует на вкус языком.

Эксперимент (опыт) — метод исследования, который предполагает наблюдение за объектом или процессом в специально созданных для этого условиях, контролируемых человеком. Это значит, что во время эксперимента опытный образец помещается в особые, возможно отличающиеся от обычных условия для того, чтобы выяснить какие изменения произойдут с этим объектом в новых условиях. 

Измерения — метод, который направлен на фиксирование параметров объекта или явления посредством измерительных приборов. Например, можно проводить измерения размеров линейкой (длина, ширина, высота, толщина), измерение температуры термометром, измерение продолжительности процесса при помощи секундомера или часов, измерение веса объекта при помощи весов и т.д.

2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

В процессе наблюдения исследователь только изучает объект, не вмешиваясь в естественный ход событий. А при проведении эксперимента человек сам создаёт специальные условия для объекта, которые помогут ему лучше изучить прохождение тех или иных процессов. 

3. Что изучает фенология?

Фенология — это одна из разновидностей метода наблюдений. В процессе фенологических наблюдений человек фиксирует сезонные явления характерные для конкретных животных или растений. 


Задания для любознательных

Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства.

Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живёте. Эти знания вы приобретёте не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений. Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы и определить сроки проведения работ в саду, огороде, в поле.

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).

В зависимости от вида растения различаются цвета и оттенки, в которые окрашиваются его листья осенью:

  • зелёными остаются листья клюквы и брусники;
  • светло-жёлтый цвет характерен для листьев берёзы;
  • жёлто-коричневый цвет обретают листья липы, ясеня и орешника;
  • багряный цвет характерен для листьев клёна и осины;
  • тёмно-пурпурный цвет присущ листьям винограда;
  • бордовыми оттенками отличаются листья вишни и барбариса;
  • фиолетовые оттенки приобретают листья бересклета;
  • коричневые листья характерны для дуба.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.

Дольше всего остаются зелёными листья акации, вяза, жимолости, некоторых видов дуба и ивы, сирени и черёмухи.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

По моим наблюдениям примерная продолжительность листопада разных растений такова:

  • у берёзы — более 2-х месяцев;
  • у рябины, яблони, клёна и дуба — примерно один месяц;
  • у тополя — примерно 3 недели;
  • у липы — примерно 2 недели.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Результаты моих фенологических наблюдений и наблюдений моего соседа по парте несколько отличаются. Например, у наблюдаемой им берёзы листопад длился всего 6 недель, а берёза за которой наблюдал я находилась в состоянии листопада более 2-х месяцев.

Когда я сравнил результаты своих наблюдений с наблюдениями моего друга из Краснодарского края, то оказалось, что и время наступления листопада и его длительность у одних и тех же растений сильно отличаются. В краснодарском крае, в отличие от Подмосковья, листопад начинается позднее и продолжается значительно дольше. 

Вывод: Время наступления и продолжительность листопада зависит не только от вида растения, но и от погодных условий, степени освещенности растения, его состояния, также от климата в котором растение произрастает и от некоторых других условий.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.

Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников (рис. 7).

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник


Словарик

Метод — это способ (путь) достижения какой-либо цели или решения поставленной задачи. Метод может включать в себя различные приёмы и операции (действия, последовательность действий).

Исследования — это изучение объектов или процессов с целью получения новых знаний, то есть вид познавательного процесса.

Наблюдения — это исследовательский метод, в ходе которого человек лишь изучает объект или явление не вмешиваясь в естественный ход событий.

Эксперимент — это исследовательский метод, в ходе которого изучаемый объект помещается в специальные условия, необходимые для познания или доказательство того или иного явления.

Измерения — это исследовательский метод, позволяющий при помощи различных измерительных приборов зафиксировать параметры конкретного предмета или явления: размеры, вес, температуру, скорость и т.д.