§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
58. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща» (см. с. 115 учебника). Сделайте подписи к рисунку.
Лабораторная работа «Строение спороносящего хвоща»
1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
В спороносных колосках хвоща весной развиваются споры. После созревания спор колоски открываются и споры вылетают наружу. Они разносятся ветром, а затем попадая в почву, начинают прорастать в новые растения. Так происходит размножение хвощей.
3. Зарисуйте побеги хвоща.
Вывод:
Хвощ — это высшее споровое растение. У него есть отдельные органы: корневище, стебель, листья, спороносный колосок и т.д., кроме того хвощ размножается спорами.
59. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника» (см. с. 115 учебника). Укажите, что обозначено на рисунке цифрами.
Лабораторная работа «Строение спороносящего папоротника»
1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
Корневище папоротника прямое и длинное, с многочисленными придаточными корнями. Растёт корневище параллельно земной поверхности. Цвет — тёмно-коричневый.
Вайи (листья) папоротника имеют сильно рассечённую форму и светло-зелёную окраску. В зависимости от вида папоротника форма вайи и её длина могут сильно различаться. Обычно длина вайи папоротника 20 — 70 см. Стоит отметить, что растут вайи прямо из корневища.
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Маленькие бугорочки на нижней стороне вайи — это спорангии. Они образуются на листе папоротниковых летом. Внутри спорангиев развиваются споры. После созревания спорангии раскрываются и споры разносятся ветром и животными на большие расстояния. После попадания в почву споры начинают прорастать и образуются новые растения папоротника. Споры необходимы папоротниковым для размножения.
3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Сходство мхов и папоротников:
- имеют деление на органы;
- размножаются спорами;
- клетки содержат хлорофилл и в них происходит процесс фотосинтеза;
- растения неограниченно растут на протяжении всей жизни;
- неподвижны;
- преимущественно обитают в хорошо увлажнённых местах.
Различия мхов и папоротников:
- у папоротников имеются полноценные корни — корневища, в у мхов вместо корней ризоиды;
- у папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, а у мхов такие ткани отсутствуют;
- папоротники более крупные по размерам растения, некоторые из них могут дорастать до 20 метров в высоту, а мхи не вырастают выше 80 см.
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Папоротники относятся к высшим споровым растениям потому, что:
- их тело разделено на органы: корневище с придаточными корнями, вайи (листья) на слабо развитых стебельках);
- у них хорошо развиты механические и проводящие ткани;
- они размножаются спорами.
Вывод: Папоротник — это высшее споровое растение.