§ 2. Виды корней и типы корневых систем — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображённых растений.
9. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.
Лабораторная работа: Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
- Стержневыми корневыми системами называют корневые системы, в которых сильно развит главный корень.
- Мочковатыми корневыми системами называют корневые системы, в которой сильно развиты придаточные и боковые корни, а главный корень либо менее развит, либо быстро отмирает.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
Морковь, свекла, репа.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
Лук, пшеница.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
- Двудольные: морковь, репа и свекла.
- Однодольные: лук и пшеница.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».
Название растения |
Тип корневой системы |
Особенности строения корневой системы |
Свекла |
Стержневая | Сильно развит главные корень |
Морковь |
Стержневая | Сильно развит главные корень |
Лук |
Мочковатая |
Хорошо развиты боковые и придаточные корни |
Пшеница | Мочковатая |
Хорошо развиты боковые и придаточные корни |
Репа | Стержневая |
Сильно развит главные корень |
Вывод:
Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.
10. Какой агроприём изображён на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?
На рисунке изображен метод окучивание, точнее окучивание картошки. Окучивание применяют для улучшения условий роста боковых и придаточных корней. Этот метод позволяет существенно увеличить урожай растений, имеющих мочковатую корневую систему: картофеля, кукурузы, томатов, капусты и т.д.
На даче у бабушки я видел, как мой дедушка окучивал картошку и даже помогал ему в этой работе. Дедушка рассказал, что если картошку вовремя окучивать, то урожай с каждого куста будет больше, а каждая картофелина вырастет крупнее.
11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.