§ 3. Зоны (участки) корня — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
12. Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.
Лабораторная работа: Корневой чехлик и корневые волоски
1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
Рассмотрим корень проростка пшеницы.
2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.
Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.
3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.
4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:
И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.
Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.
Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
Вывод:
Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.
13. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».
Название зоны корня |
Какой тканью образована |
Какую выполняет функцию |
Корневой чехлик |
Покровная ткань | защищает верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. |
Зона деления | Образовательная ткань |
Деление клеток корня. |
Зона роста |
Образовательная ткань | В этой зоне клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину. |
Зона всасывания | Образовательная ткань, покровная ткань |
Всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами |
Зона проведения |
Покровная ткань, проводящие ткани, механическая ткань, основная ткань. |
Проводит воду с растворёнными в ней питательными веществами от кончика корня дальше вверх к стеблю. |
Вывод:
В зависимости от выполняемых задач каждая из зон корня имеет собственное особое строение.
14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприём на нём показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?
На рисунке изображен метод пикировки — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Этот метод позволяет увеличить количество придаточных корней у растения и сделать корневую систему более мощной и разветвлённой.
Такая мощная корневая система способна всасывать из почвы максимальное количество воды с растворёнными в ней минеральными веществами, то есть растение становится более сильным и здоровым.
Я видел, как моя бабушка пикирует рассаду помидор и болгарских перцев перед их высадкой в грунт. Она говорит, что после пикирования кустики растений будут крепче и выносливее.