Как люди открывали Землю — Мой тренажёр Полярная звезда 5-6 класс

Работаем с информацией

Задание 1

К истории географических открытий причастны тысячи самых разных людей, и двигали ими разные мотивы. Как вы думаете, какие мотивы способствовали географическим открытиям в Древнем мире?

В Древности географическим мотивам способствовали самые разные мотивы деятельности человека:

  • необходимость ведения хозяйственной деятельности — земледельцы осваивали новые пахотные земли, охотники открывали богатые добычей лесные угодья, поселенцы искали наиболее удобные для новых городов места;
  • желание расширить торговлю и наладить взаимовыгодные отношения — купцы снаряжали морские и сухопутные экспедиции в другие регионы, мореплаватели прокладывали новые маршруты и изучали береговую линию, водители караванов искали наиболее безопасные и быстрые пути между поселениями и.т.д.;
  • жажда наживы и завоеваний — под руководством воинственных вождей во время завоевательных походов проводилась разведка местности, захватывались рабы из чужеземных племен, осваивались новые территории и знания, накопленные этими народами;
  • научный интерес и желание понять окружающий мир — учёные анализировали полученные данные и создавали собственные теории мироустройства, организовывались специальные экспедиции для открытия новых земель или тщательного изучения освоенного пространства;
  • авантюризм и жажда приключений — искатели приключений и путешественники отправлялись в неведомое, чтобы первыми увидеть то, что ещё никто не видел.

Задание 2

Кем были эти люди? Какой вклад они внесли в географию? Для ответа используйте не только текст учебника, но и энциклопедии, книги, Интернет.

Аристотель (384 — 322 гг. до нашей эры) — древнегреческий учёный и философ, ученик Платона и основатель собственной школы в Ликее. Его труды оказали огромное влияние на развитие многих наук и областей знания: география, физика, биология, зоология, логика, риторика, психология, государственное управление, музыка, театр, поэзия, эстетика, логика, лингвистика и, конечно, философия. Так, географии он посвятил свои сочинения: “О небе”, “Метеорологика”, “О направлениях и названиях ветров” и другие. 

Эратосфен (276 — 194 гг. до нашей эры) — древнегреческий учёный и поэт, последователь учения Платона и глава Александрийской библиотеки. Эратосфен внёс большой вклад в географию, астрономию, математику, филологию и поэзию. Именно Эратосфен ввел термин “географика”, достаточно точно определил размеры планеты и составил одну из первых географических карт с меридианами и параллелями.

Птолемей (100 — 170 гг. нашей эры) — древнегреческий и древнеримский учёный: астроном, математик, географ, астролог, механик и теоретик музыки. Птолемей написал “Руководство по географии”, в котором обобщил все известные на тот момент знания о Земле, заложил математическую географию и картографию а также опубликовал сочинение “Альмагест” в котором обобщил античные знания об астрономии.  

Афанасий Никитин — русский купец и путешественник, автор книги “Хождение за три моря”. Афанасий Никитин родился примерно в 1433 году в Твери в крестьянской семье. Став купцом, в 1468 — 1474 гг. он совершил своё знаменитое путешествие, в ходе которого посетил Персию, Турцию, Центральную Азию и Индию, как первый добравшийся до этой страны европеец. Путевые записки Афанасия Никитина “Хождение за три моря” описывают политическое устройство, хозяйственную деятельность и быт жителей более 50 городов Кавказа, Персии, Крыма, Индии и Турции.

Абель Тасман

Роберт Пири

Задание 3

Объясните, почему в поисках пути в Индию X. Колумб отправился на запад, а не на восток.

Задание 4

Можно ли в наши дни найти на Земле неисследованные территории? Ответ обоснуйте.

Задание 5

Объясните, какова роль современных источников географической информации в научных исследованиях и жизни людей.

Задание 6

Заполните таблицу «Источники географической информации», разместив их начиная с более древних и заканчивая современными, указав, что по ним можно узнать.

Работаем с картой

Задание 7

Известный писатель Стефан Цвейг в своей книге «Америго» так описывает один из периодов эпохи Великих географических открытий: «Происходит столько событий, что их не обозреть и не постичь; за десять лет открыто больше, чем за тысячелетие. Один за другим корабли выходят из гавани, и каждый привозит домой новые вести. Словно прорвали вдруг заколдованную пелену; всюду — на севере, на юге — открываются земли». 

На контурной карте проложите маршрут одного из путешествий (по выбору), совершённых в эпоху Великих географических открытий.

Задание 8

Какие географические объекты, названные именами великих мореплавателей, вы знаете? Подпишите их на контурной карте.

Решаем проблемы

Задание 9

Почему знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал считал, что суда были первым важным изобретением человечества, позволившим освоить земной шар?

Задание 10

Известный географ Н. Н. Баранский писал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого». Как вы понимаете слова этого учёного?

Изучаем на практике

Задание 11

Подготовьте сообщение об одном из последних исследований космоса. Для этого необходимо: а) отобрать информацию; б) разделить сообщение на смысловые части; в) подобрать иллюстративный материал; г) выучить сообщение.

Экспресс-контроль

Задание 12

Эпохой Великих географических открытий называют период:

а) с начала нашей эры до конца первого тысячелетия;

б) с середины XV в. до середины XVII в.;

в) с XVIII по XX в.;

г) с XX в.

Правильные ответы: 

Задание 13

Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а) Португалии;

б) Англии;

в) Испании;

г) Франции.

Правильные ответы: 

Задание 14

Первым достиг берегов Австралии:

а) Христофор Колумб;

б) Джеймс Кук;

в) Абель Тасман;

г) Васко да Гама.

Правильные ответы: 

Задание 15

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели:

а) Германии;

б) России;

в) Испании;

г) Англии.

Правильные ответы: 

Задание 16

Южного полюса первым достиг:

а) Джеймс Кук;

б) Роберт Скотт;

в) Руал Амундсен;

г) Фернан Магеллан.

Правильные ответы: 

Задание 17

Установите соответствие между именем путешественника и совершённым им открытием:

1) Роберт Пири;

2) Семён Дежнёв;

3) Руал Амундсен;

4) Фернан Магеллан.

а) прошёл проливом между Азией и Америкой;

б) первым достиг Северного полюса;

в) первым совершил кругосветное путешествие;

г) первым достиг Южного полюса.

Правильные ответы: 

Задание 18

Определите их имена.

1) Известный мореплаватель, стремился открыть морской путь в Индию, плывя из Европы на запад. Открыл множество островов и даже целую часть света. До конца жизни был убеждён, что открытые им земли — Индия.

2) Португальский мореплаватель в 1497—1498 гг. морским путём достиг Индии. В 1502—1503 гг. совершил второе плавание по тому же маршруту. Благодаря этим экспедициям уточнены контуры Африки, установлено, что Индийский океан не внутреннее море, как думали раньше.

3) Португальский мореплаватель, экспедиция которого первой совершила кругосветное путешествие.

Правильные ответы: 

Мои достижения по теме

Я знаю:

Я умею:

Мне интересно

  • как в древности представляли Землю разные народы;
  • как зародилась наука география;
  • некоторых великих древнеримских и древнегреческих учёных;
  • почему в Средние века географическая наука лучше развивалась в арабских странах, чем в Европе;
  • находить в Интернете и в энциклопедиях сведения об учёных и других известных личностях;
  • сопоставлять древние названия городов и стран с современными названиями этих регионов;
  • понимать карту с маршрутами великих путешественников;
  • прочитать о легендах и мифах древних народов;
  • смотреть фильмы и мультфильмы о подвигах древних героев;
  • читать рассказы о путешествиях и странствиях;
  • узнавать, как жили люди разных стран в прежние времена;